На выставке «АРТ МОСКВА» будет представлена обширная коллекция автомобильных маскотов, выполненных в единичных экземплярах и рассматриваемых как предметы роскоши. Они выступают связующим звеном между индустриальной эпохой и искусством. В период арт-деко достигнутые цивилизационные прорывы и новые технологии стали основой для творческих решений.
Крупнейшие автомобильные бренды, такие как Rolls-Royce, Hispano-Suiza, Mercedes и Jaguar, использовали их как символы высокого качества и стоимости своей продукции. Модели маскотов создавались известными художниками и скульпторами, среди которых были Димитру Чипарус, Фердинанд Пресс, Александр Келети, Гуаль, Джорджио Гори, Пьер ле Фагюэ, Йозеф Лоренцль и Бруно Зак. В рамках выставки будет представлено более 100 экспонатов из частной коллекции.
Ар деко. Маскоты
Ар деко является одним из наиболее эффектных художественных явлений в прикладном искусстве XX века. В Ар деко базой для творческого прорыва послужили цивилизационные достижения и новации не только в сфере науки, техники и технологий, но и достижения в сфере культуры, в том числе авангардные направления в искусстве XX века. Для специалистов, коллекционеров и широкой публики в России «маскоты» являются наименее известным художественным наследием Ар деко для специалистов, коллекционеров и широкой публики в России, хотя они являются одними из ярчащих примеров, связывающих индустриальную эпоху и искусство.
Маскоты – это украшения (навершия) пробок на радиаторах машин, моторных лодок и самолётов, которые в 1920- начале 1930-х гг., как правило, выпускались не серийно, а штучно и рассматривались как предметы роскоши. В новую эпоху маскоты выполняли ту же роль, что и в Средние века рыцарские дворянские гербы, подчеркивая индивидуальность владельца и уникальность предмета, которым он владеет. Крупнейшие автомобильные предприятия Rolls-Royce, Hispano-Suiza, Mercedes и Jaguar, и т.д. использовали маскоты как маркеры своей продукции, их высокого качества и стоимости. Специальные заводы художественного литья отливали маскоты в материале. В формате скульптуры малых форм при изготовлении маскот использовали разные тематики — образ женщины, мужчины, разнообразные животные (в т.ч. экзотические), тема спорта, в том числе с использованием технических средств (машины, мотоциклы, моторные лодки, самолёты). Маскоты всегда были предметом авторского искусства. Модели для них создавали известные художники и скульпторы своего времени — Диметру Чипарус, Фердинанд Пресс, Александр Келети, Гуаль, Джорджио Гори, Пьер ле Фагюэ, Йозеф Лоренцль, Бруно Зак. Они охотно предоставляли свои скульптурные работы для переведения их в формат маскотов для повтора и тиражирования. В России и СССР маскоты тоже стали брендовыми знаками отечественных марок автомобилей — «Волга», «Москвич», «ЗИМ», «ЗИЛ», «Чайка», «Победа».