Красный Апрель 

Александр Максимов (1930 – 1992)

Валерий Сахатов (р. 1947)

Наталья Ситникова

В своем камерном проекте галерея «Ковчег», традиционно работающая с авторами разных поколений, в очередной раз обращается к творчеству художников, для кого понятие «красный» существует (или существовало) в понимании, известном с XVI столетия и означает, в первую очередь, конкретные краситель и цвет: кармин, сандал, охру, киноварь, сурик, вермильон… Красный – исключительно в смысле цвета, даже без старорусского значения «красивый». Проект стремится «реабилитировать» красный цвет, вернуть ему значение без политических и этнографических коннотаций, очистить смыслы до простого оптического.

Наряду с другими направлениями станкового творчества ХХ и нынешнего столетий абстракция не раз становилась предметом изучения на выставках «Ковчега». Наиболее ранние в экспозиции – графические работы Александра Максимова. С конца 1980-х галерея работает с этим автором – сначала приглашая его к участию в своих первых проектах, а впоследствии, после его ухода из жизни, популяризируя его наследие. За эти годы живопись и графика Максимова были представлены в десятках галерейных экспозиций, переданы в коллекции нескольких региональных музеев и в собрание Государственной Третьяковской галереи. Персональная выставка художника состоялась в ГТГ в 2005-м. Тогда же вышел альбом «Зигзаги», посвященный извилистому пути самобытного художника. Впрочем, абстракцией представительство этого автора не ограничивается. Увлеченный идеей связи слова и изображения, разрабатывавший в 1970 – 1980-е годы уникальный жанр «аранжировки русского лубка», Максимов также представлен на стенде «Ковчега» фигуративной графикой.

Валерий Сахатов также из числа постоянных авторов «Ковчега». В его биографии большое число выставок в Германии, Японии, Австралии, США. «Ковчег» экспонировал его работы на международных ярмарках и выставках в Швейцарии, Германии, Финляндии и Литве. Грань «фигуративное-нефигуративное» является для Сахатова постоянной и основополагающей темой – в частности, в представленной серии «Портрет без сходства». Живопись больших красочных масс, активный и бодрый цвет, тонкие цветовые сочетания – главные компоненты его работ, имеющих зачастую самые повседневные названия.

Наконец, Наталья Ситникова. Начав взаимодействовать с «Ковчегом» вскоре после завершения учебы, в рамках лабораторных проектов Клуба молодых живописцев, Ситникова «доросла» до персональной выставки, показанной «Ковчегом» в пространстве галереи «Здесь на Таганке». Ее творческая биография, как и у Сахатова, также вполне респектабельна: участие в больших музейных экспозициях, присутствие в «статусных» коллекциях, публикации в каталогах. Пожалуй, это самый «абстрактный» автор из представленных в нынешнем проекте. Работы Натальи Ситниковой отличает не только ясная ритмическая организация плоскости холстов, но также внимание к фактурам, тактильным ощущениям зрителя.

Куратор: Сергей Сафонов

 

Иллюстрации:

Максимов – Александр Максимов. Стремительность. 1968. Бумага, гуашь, темпера