Новости

12 Марта 2025

Тренды современного искусства

Анализируем экспозицию сезона 2025 на базе совместного исследования АРТ МОСКВЫ и Института Искусствознания.
Тренды современного искусства

Современное искусство всегда идет в ногу со временем, и АРТ МОСКВА — тому свидетельство. В рамках грядущего издания ярмарки мы увидим самые востребованные направления на рынке искусства — от возвращения реализма и изобилия цвета до экспериментов с мультидисциплинарностью и интертекстуальностью. Тренды, которые мы наблюдали в 2024 году, сохраняют свою актуальность и сегодня. Изучаем экспозицию сезона 2025 на базе совместного исследования «АРТ МОСКВЫ» и Института Искусствознания – «Тренды 2024».

Назад к реализму

Современный реализм имеет мало отношения к точному копированию окружающего мира. Это направление – сложная игра с разными уровнями реальности и поиск новых способов её интерпретации. Художники видят, что «действительностей» может быть больше, чем одна. Поэтому они всё чаще обращаются к разным подходам: фотореализму, сюрреализму, магическому реализму и метареализму, исследуя границы правдоподобия и иллюзии.

Итерации реализма продемонстрируют на своих стендах галерея SNEG в исполнении Анатолия Федая, а также минская DK Gallery c полотнами Татьяны Радивилко и др. 

Совмещение техник и материалов

Границы между классическими и экспериментальными методами в искусстве стираются, а количество используемых художниками материалов стремится к бесконечности. Они работают с многослойностью, создают сложные текстуры и комбинируют элементы, которые ранее считались несовместимыми. Холст и краски соседствуют с песком, стеклом или даже упаковочной плёнкой, как в работах Брэдли Харта. Любые материалы и объекты – от канцтоваров до фруктов в удивительных комбинациях применяются при создании произведений искусства.

К примеру, Сергей Борисов, представленный петербургской галереей Мастер, использует в своих скульптурах алюминий, серебро и пластик, сочетаемые между собой в технике литья.

Возвращение цвета

После долгого периода доминирования монохромных решений цвет снова становится одним из главных инструментов художников. Раньше сдержанная палитра считалась признаком серьёзности и интеллектуальности, но теперь художники свободно работают с яркими оттенками. На смену «экономии чувств» приходят эксперименты с цветом, которые выглядят как выплески энергии и эмоций. Чувства самоценны, и больше не приносятся в жертву концептуальным решениям.

Так, буйством красок порадует галерея Смыслы – это и очаровательная “Форель” Ивана Федотова, и пропитанные солнечным светом работы Анастасии Ермаковой. 

Интертекстуальность

Современное искусство активно играет с цитатами, отсылками и культурными кодами. Произведения наполняются элементами, которые зрители могут расшифровывать, создавая новые смыслы. Это можно увидеть в искусстве коллажа, работах в духе Энди Уорхола и даже в интернет-мемах, которые превращают классические полотна в новые визуальные сюжеты. Художники всё чаще осознанно используют интертекстуальность, чтобы показать связь современности с прошлым и создать многослойные визуальные высказывания.

Отличным примером интертекстуальности в рамках АРТ МОСКВЫ послужат граффити Евы Бусевич, представленные галереей Моссельпром.

Интердисциплинарность 

Границы между жанрами продолжают размываться: художники объединяют живопись, скульптуру, перформанс, цифровые технологии и науку. Бернднаут Смилд создаёт настоящие облака в интерьерах, а Марта де Менезеш экспериментирует с генетическими изменениями на крыльях бабочек. Мультидисциплинарный подход позволяет художникам исследовать новые формы взаимодействия с аудиторией и привлекать зрителей к активному участию в искусстве. Это направление делает современное искусство более динамичным, интерактивным и неожиданным

Участницы секции Современное искусство Sisters in Art работают на стыке живописи, скульптуры и дизайна, переосмысливая детские образы в духе современного поп-арта, используя  всевозможные материалы – от гипса и красок до реди-мейд объектов.